Среда, 23 сентября 2020 г.
политика и финансы в новом окне Полная
версия
Запись блога

07/23/2009

О ценах на авиабилеты

Сегодняшние "Ведомости" цитируют Игоря Артемьева. Он озабочен тем, что авиабилеты можно сдавать не всегда: "Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?".

Ключевое слово в этом вопросе - "не всегда". У авиакомпаний традиционно есть большое количество тарифных планов, цена которых зависит от множества условий, например, от того, возвращаетесь ли вы обратно до выходных или после. Иными словами, для отрасли характерны большая дифференциация товаров и цен в противоположность единому товару по единой цене.

Причина этого в экономической особенности отрасли - издержки перелета почти никак не зависят от количества пассажиров, каждый новый пассажир очень мало что к ним добавляет (чуть больший расход керосина, немного денег на завтрак в полете). Даже весьма небольшая плата за билет может покрыть эту сумму и добавит больше к доходам компании, чем к расходам. Проблема в том, что если со всех брать именно эту маленькую плату, покрывающую лишь дополнительные расходы, самолеты летать не будут. Зачем им летать в убыток?
 
Поэтому искусство компании состоит в том, чтобы продавать более-менее одну услугу разным пассажирам сообразно их готовности платить. С некоторой условностью дело можно представить так, что авиакомпании сначала несколько дифференцируют свою услугу, а потом по каждому месту проводят аукцион. Содержательная разница только в том, что аукцион по продаже мест проводится не в жизни, а в компьютерах сотрудников маркетинговых отделов.

Хорошо ли это для потребителей? Смотря для каких. Противоположностью дифференцированной плате сообразно готовности платить является единая цена, которая находилась бы между существующими "крайностями" дорогих и дешевых тарифов. При единой цене покупатели дорогих тарифов платили бы меньше, а дешевых - больше. Кто-то бы и вовсе потерял возможность купить билет. Точно так же было бы и с музеями, если бы отменили скидки для студентов и пенсионеров.

В той же особенности экономики отрасли - пассажиры должны как-то разделить между собой бремя постоянных издержек - видимо коренится ответ и на другой вопрос ФАС. Почему цены на авиабилеты не очень значительно снижаются в ответ на падение цены авиакеросина? Думаю, не в последнюю очередь потому, что количество самих пассажиров уменьшается. Теперь груз затрат несет меньшее количество пассажиров, при этом, подозреваю, особенно сильно упали деловые поездки, за которые авиаторы давно научились брать повышенную плату.


Комментарии

Имя пользователя

Введите текст комментария

Введите символы с картинки