Пятница, 23 октября 2020 г.
политика и финансы в новом окне Полная
версия
Запись блога

07/20/2009

Границы смысла и смыслопорождение

Думаю в последнее время о бессмысленности. Потому что смысл - чисто человеческая история, это история отношения с происходящим: история карты и выбора правильного набора собственных действий (либо понимания действий других людей - то есть, моделирования того, что они делают, для адекватной реакции на их поступки, т.е. снова картирование). Более того, для многих смысл - вещь очень ситуативная: нужно понимать, что происходит здесь, что есть "локальный" смысл - но при этом совершенно необязательно сшивать вместе лоскутное одеяло, отсутствие связи между отдельными кусками не является проблемой.

Мне вдруг увиделся мир, в котором есть пространства ("кармашки") осмысленности в океане бессмысленности. В этом "кармашке" все осмысленно и понятно, и есть внятный набор действий; точно так же в соседнем кармашке. Между "кармашками" бессмысленность и/или непонятность. Между "кармашками" страшно, там теряются любые точки опоры - поэтому естественной реакцией столкнувшегося с бессмысленностью или непонятностью является стремление изолировать или изолироваться. Если человек систематически говорит бессмыслицу или действует бессмысленно - он по меньшей мере неадекватен, а возможно и безумен. Он опасен, и потому должен быть изолирован или убит (должное поведение обладающих "правильным смыслом" в отношении еретиков и неверных).

"Кармашки" осмысленности взывают к вопросу о границе. Где кончается смысл и начинается бессмысленность? Где проходит граница безумия? Потому что безумие - это такое особое отношение со смыслом: когда некто нашел свои смыслы, но они настолько отличаются от смыслов окружающих, что невозможно свести их вместе. Получается, что безумие эволюционирует и видоизменяется по мере того, как расширяется пространство разрешенных (принятых значимыми по размеру группами) пространств смысла. И другая мысль - художникам и ученым, ведущим поиски нового, необходимо балансировать на границе безумия, потому что их роль - в постоянном вызове общепринятым смыслам, в смыслопорождении. При этом, естественно, результаты смыслопорождения тестируются потом на работоспособность: если новая идея вдруг "щелкает", граница безумия неожиданно сдвигается, самые нелепицы могут стать осмысленными и общепринятыми. В процессе идет и "выбраковка" - несчастные судьбы искателей нового, так и не нашедших своего признания, потому что их идеи недостаточно опирались на уже существующие смыслы, потому что им не удалось рекрутировать достаточное количество верующих, готовых разделить новые смыслы...

Такая точка зрения ближе к Кэмпбеллу и социальным эволюционистам, чем к платоникам (вроде Налимова, полагавшего, что поэты и ученые "тягают" смыслы с некоторой "шкалы смыслов"). Смыслопорождение двух сортов - как индивидуальный процесс при построении собственной карты для территории, и как коллективный процесс при совмещении разных карт. Common sense - не только "здравый смысл", но и общий / разделенный смысл - возникает там, где карты у большинства индивидов хорошо накладываются друг на друга. Там же и происходит большинство действий общественного характера - общение, производство, технологии, искусство и проч. Индивидуальное обучение постоянно "перетряхивает" карты, и т.п.

Комментарии

Имя пользователя

Введите текст комментария

Введите символы с картинки