Четверг, 18 июля 2019 г.
политика и финансы в новом окне Полная
версия
Запись блога

06/01/2009

Из Японии с любовью :о)

Sony. Made in Japan. - Так называется одна из наиболее интересных книг, когда либо попадавших мне в руки.

Книга представляет собой биографию Акио Мориты основателя компании Sony, одной из крупнейших международных компаний. Однако эта книга не столько о самом авторе, сколько о интересных исторических события, о людях, с которыми он встречался, и о таких вещах как политика, экономика, маркетинг, лидерство, а так же некоторая техническая информация.

Несмотря на то, что книга весьма старая - 1986 год (перевод на русский - 2006), книга не много от этого теряет, поскольку она скорее о сути различных процессов, а не о частностях.

На мой взгляд, эта книга будет интересна тем, кто:

- Интересуется Японией, её историей и современной (послевоенной) философией Японии;
- Интересуется лидерством, управлением людьми и управлением собой;
- Увлекается политикой и экономикой и хочет побольше узнать о роли Японии в мировом процессе;
- Занимается маркетингом - Акио Морита ярый фанат свободной торговли и ожесточенной, но честной борьбы за кошельки потребителей;
- Для инженеров, которые хотят создать своё дело, узнать часть истории становления современных технологий, а так же понять - что общего между маркетингом и инженерией;
- Ну и просто тем, что любит читать и узнавать что-то новое - лично я получил огромное удовольствие от прочтения этой книги.

Чтобы структурировать рецензию о книге, остальное расскажу по главам:

1. ВОЙНА. Спасение и надежда.
Здесь автор рассказывает о том, какой он помнит Японию до войны, о том, что творилось в Японии во время войны, и о том, что случилось по её завершении. Основой этой главы является биография автора, о семье, где он родился (одной из самых влиятельных семей), о том как он увлёкся инженерией и техникой, и о том - что происходило на фоне с ним, его друзьями, семьёй и коллегами. Ну и о глобальных для Японии событиях, таких как "свержение" Императора и атомная бомбардировка. Несмотря на то, что я не любитель биографий и не фанат истории - эту часть я прочитал взахлёб.

2. МИР. Начинается новая жизнь.
В этой главе описывается изменение, произошедшее с Японией после войны. Оккупация, дефицит, голод и болезни - говорится обо всём этом, но главная тема данной главы - создание компании "Sony". Он, будучи инженером, собравшись вместе с другими инженерами - решили создать компанию. Проблемы, с которыми сталкивается молодой коллектив - нехватка ресурсов, отсутствие материалов для высоких технологий (особенно - пластика), а так же отсутствие приборов, ну и маркетинг. Например, лично мне понравилось, как были описаны проблемы, перед которыми столкнулись молодые инженеры при попытке выйти на рынок - им пришлось понять, что произвести что-то недостаточно. Так же в этой главе приводится довольно много технических решений тех времён, но лично мне они были мало понятны и не очень интересны.

3. ТОРГУЕМ СО ВСЕМ МИРОМ. Я набираюсь опыта.
Тоже библиографическая часть, о том как автор книги решил распространить влияние своей компании за пределы Японии. Несмотря на название, здесь говорится преимущественно о главном партнёре Японии - Америке. Ему одному из первых пришлось развеивать мнение о том, что "Made in Japan" является признаком низкого качества. Приехав в Америку, автору пришлось столкнуться со многими барьерами между странами - менталитет людей, отношение к работе, законы и институт юристов, политика. Ему пришлось изучать язык и культуру новой страны, находить поставщиков и контрагентов, а так же решать проблему лицензий и патентов.

4. О МЕНЕДЖМЕНТЕ. Мы все одна семья.
Интересная и весьма шокирующая часть книги. Если вы когда-нибудь слышали такой термин как "Японское Экономическое Чудо" - здесь вы увидите взгляд на это изнутри, с точки зрения управления. Как пример информации, которая лично меня удивила - оказывается, что система "пожизненного найма" не является японской, её навязали стране американцы, оккупировавшие страну, фактически запретив предприятиям увольнять рабочих. И именно с подачи американцев, но безусловно под сильным влиянием японского менталитета и японских лидеров, и была создана современная модель менеджмента. Кроме того, в это главе много говорится о лидерстве, о целеполагании, о людях и отношении к ним, о делегировании полномочий и всему остальному, что связано с менеджментом. Так же, говорится о том, что любой инженер должен уметь продавать, а любой продавец - знать как создается товар.

5. АМЕРИКАНСКИЙ И ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ. Различия.
Значительная часть главы посвящена обсуждению института юристов. Акио Морита очень не лестно отзывается об американской юридической системе, утверждая, что юристы тормозят прогресс, заставляя компанию, вместо того чтобы смотреть вперёд и делать новые открытия - постоянно смотреть назад, чтобы никто не дай бог не нарушил их права, или они чьи то. Много интересных мыслей и примеров. с которыми лично я согласен на 90%. Кроме того, в главе рассказывается о роли рабочего на предприятии, о балансе между бедными и богатыми (Япония в этом плане - одна из наиболее сбалансированы стран), о менеджменте. Морита обвиняет американских руководителей в том, что они нацелены лишь на краткосрочное получение прибыли и мало думают о том, что будет, когда их сменит следующий начальник.

6. КОНКУРЕНЦИЯ. Движущая сила японского предпринимательства.

Автор является большим фанатом свободной торговли и свободной конкуренции. Если объяснить его идею вкратце - "Если компания не может выдержать конкуренции - значит эта компания слабая. Зачем нам слабые компании?". По его словам (да и по другим источникам тоже) в Японии действует убийственная конкуренция. И, по мнению Акио Мориты, японские компании имеют большой успех за рубежом именно потому, что они проходят через ожесточенную конкуренцию внутри страны. Он обвиняет другие страны в слишком большой защите от конкуренции со стороны других стран, говоря о протекционизме, о антитрестовых законах и прочем, считая что они хоть и необходимы, но должны быть иначе отрегулированы. Не обходит он в этом вопросе и социалистические страны - Китай и даже СССР. Интересно описывается его визит к Гвишиане и мнение японца о советской системе.

7. ТЕХНОЛОГИЯ. Борьба за выживание.

Здесь рассказывается о том, что, по мнению автора, японцы сумели много добиться потому, что они привыкли выживать. И что именно это их заставило сделать прорыв в технике. У Японии - нет ресурсов, мало пригодной для жизни и производства земли, много землетрясений и цунами - всё это просто вынудило Японию стать лучшими в обработке материалов. Когда нет ресурсов, которыми можно торговать - остаётся только торговать мозгами и руками. Так же здесь более подробно описывается конфликт маркетинга и технологических исследований и научного прогресса и обсуждаются темы обмена технологиями и координации перемещения технологий внутри предприятия.

8. ЯПОНИЯ И МИР. Война и дружба.
Здесь более подробно рассказано о финансовом взаимодействии стран, о конкуренции и о протекционизме. Акио Морита утверждает, что если компания открывает предприятие за рубежом - оно помогает в первую очередь стране, где она открывает предприятие, а не стране-экспортёру. И что именно в этом проблема многих стран - страны всячески стараются оградится от вливания капитала в них, но всячески стараются вывести капитал из страны. Интересное мнение, с весьма грамотной аргументацией.

9. МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ. Предотвращение кризиса.
Да-да. Здесь, по большому счету, говорится именно о нынешнем кризисе. Правда здесь нет советов как с ним бороться - он пишет о том, как его надо было избегать. Акио Морита пишет здесь о политики, о законодательстве и о фондовых рынках. Он говорит о том, что всё это мешает развитию экономики. Разумеется не де факто, а то, как это работает сейчас. Законодательство и государства все тянут одеяло на себя и не стремятся к мировому благосостоянию, что приводит к нарушению баланса. Одна из наиболее интересных идей - он считает, что фондовый рынок - причина кризиса. И говорит он о том, что проблема в спекуляции. Спекуляция на фондовом рынке не соответствует естественному развитию отраслей, бизнесу и, главное - производству. Слишком многие компании, по мнению автора, нацелены не на производство и удовлетворение нужд потребителя, а на свою рыночную стоимость. Вместо того чтобы производить, предприятие само стало продуктом, и слишком много сил стало тратиться на покупку и продажу предприятий, а не на производство товаров и услуг и увеличение благосостояния людей. Напомню - 1986 год, но весьма актуальная и интересная точка зрения.

Моя оценка книге - 10/10. И как бизнес-книга, и как интересная биография, и как редкая полностью японская книга на русском языке.

Помимо вышеописанного, скажу, что книгу можно расхватать на цитаты и сотни интересных мнений. Некоторые я отразил в своё журнале, а остальное предлагаю прочитать вам самим. Приятного чтения! :о)


Комментарии

Имя пользователя

Введите текст комментария

Введите символы с картинки