Среда, 17 июля 2019 г.
политика и финансы в новом окне Полная
версия
Запись блога

07/16/2009

интервью для местного издания. - обещали не сокращать, но сократили

поэтому, так как этот блог читает больше людей,  публикую без сокращений и без ссылки

Марат Александрович, не могли бы вы для наших читателей кратко
изложить суть проблемы, возникшей между вами и представителями
пермской интеллигенции, возглавляемыми писателем Алексеем Ивановым? В
чем заключаются претензии к Вам?


Честно говоря, я не вижу проблемы. Насколько я понимаю Иванов ничего
не возглавляет и выступает от собственного имени. Иванову не нравится
современное искусство, не нравлюсь я, новый министр культуры, и не
нравится что в Перми появились какие-то масштабные творческие силы
кроме него. Его голос слышен. Замечательно, что у писателя есть
возможность высказать свою позицию отличную от позиции властей. В
других регионах это невозможно, а в Перми, и это заслуга Чиркунова -
возможно.
Другой вопрос что в своих выступлениях он иногда лукавит, иногда
проявляет невежество, а иногда просто не дает себе труда додумать
мысль до конца.
Например (пример недомыслия) он противопоставляет пермскую картинную
галерею (мол это наше пермское) и пермский музей современного
искусства (это чужое привозное) - последний раз он это делал в эфире
Эха Перми. Если кто-то был в пермской галерее, то он знает, что ее
коллекция - в основной своей части - это все известные российские
художники (репин, левитан, кипренский, попова, родченко салахов,
никонов и.т.д. небольшая но качественная коллекция европейской
живописи. То есть пермское культурное наследие - это не художники
биографически связанные с пермью, а работы собранные пермскими
музейщиками. Точно так же как Сезанн Матисс и Гоген в коллекции
Пушкинского музея - это наше российское достояние, которым мы
гордимся. Даже пермская деревянная скульптура - собиралась по всему
уралу и носит имя <<пермская>> именно потому что музей находится в
Перми.
 

Второй пример (невежества)- Иванов пишет что актуальное русское
искусство всегда играло роль отсталой провинции в Европе. Искусство
русского авангарда в начале прошлого века фактически повлияло на весь
дальнейший художественный процесс. В срветское время мы были
выключены, то есть ни провинцией ничем другим не были. После
перестройки: в 1994-1996 годах Илья кабаков по версии Форбс - художник
номер один. В мире.  Ни одного международного форума без нашего
участия (впрочем Иванов границы СССР не покидал, откуда ему знать).
Пусть прочитает книгу о Галерее гельмана в 90-е изданную Русским
Музеем в Питере, узнает что минимум 7 художников просто ворвались в
мировую художественную элиту и я счастлив, что имею к этому отношение.
Ну и наконец третий пример, самый неприятный, пример лукавства.
Алексей встречался с губернатором и тот ему рассказал, что до сих пор
ни одной копейки бюджетных денег музей не получал. Основные затраты -
фонд русский авангард возглавляемый Сергеем Гордеевым.  В формировании
коллекции участвует несколько крупных бизнесов, как пермских, так и
федеральных. При этом он губернатору сказал, что же вы это не скажете
всем, как плохо работают ваши пиарщики, а сам продолжает твердить про
<<пермские деньги идут в карман>> и.т.д.
И все таки, повторяю, я в этом проблемы не вижу. Он говорит, то что
считает нужным, мы делаем, то что мы считаем нужным и правильным.

 

 

Вас обвиняют в <<осваивании>> пермских бюджетных денег за счет
продвижения в регион столичного искусства, которое уже никому не
интересно в Москве, что вы на это скажете?


Про деньги я уже говорил. У музея есть наблюдательный совет. В него
кроме чиновников входят такие общественные фигуры как Исаакян
(руководитель театра оперы и балета), Абашеев (историк), Печенкин
(президент флаэртианы и директор Синематеки) - бюджет музея
утверждается ими. Про <<никому неинтересно в Москве>> - даже не знаю что
сказать. Я профессионал. Сделал за свою жизнь около 400 выставок. В
2009 году артхроника делала рейтинг самых влиятельных персон в мире
искусства. Мое место второе - после Абрамовича и Даши жуковой.
Говорить о себе неловко.Но практически все известные сегодня в мире
русские художники (начиная с девяностых) свою первую выставку делали в
галерее гельмана. Это раз. Второе, музей будет только на треть делать
выставки русских художников - две трети - зарубежные. Сейчас мы
готовим выставку Китайского, Украинского искусства. На выставке
<<видение>> которая откроется в августе будут мировые имена, такие как
Нам Джун Пайк, Пипилоти Рист, Бил Виола, Михаль Ровнер.


Также в качестве претензии к вам предъявляются ваши <<приятельские>>
отношения с губернатором Пермского края Олега Чиркунова, за счет
которых вы, собственно, и пользуетесь успехом в регионе. Как вы можете
это прокомментировать? Какова вообще  должна быть позиция власти в
этом вопросе?


Приятельские отношения Олегом Чиркуновым есть. Но они такими стали
после того, как я переехал в пермь в качестве директора будущего
музея, а не до. Давние дружеские отношения у меня с Гордеевым. Если бы
не он и не наша дружба - ничего бы не было. Только это не <<я
воспользовался>> этими отношениями, а Сергей меня убедил.


Говорят, что вы больше времени теперь проводите в Москве, чем в Перми.
Это действительно так?


Мы договаривались о том что делить буду время 50 на 50. Но получается
в Перми больше, так как из <<московской квоты>> много уходит на
зарубежные поездки.


Что, по-вашему, вообще движет представителями пермской интеллигенции,
развязавших данное культурное противостояние? Это борьба за жизненное
пространство? За деньги? За популярность?


Чужие мотивы сложно препарировать. Я знаю многих, кто меня
поддерживает и только трех - кто, как вы пишете <<развязывает>>.
Понятно, что новый министр решает четыре задачи: организация
качественного культурного досуга для пермяков, формирование нового
культурного наследия и сохранения старого, создание конкурентной среды
- последнее, но не по значению - создание в Перми культурной столицы.
Кто-то оказался не функционален.  Например <<Союз художников>> здесь
вовсе не нужен. Художники нужны, а союз, в качестве посредника
оставшегося с советских времен - не нужен. Конечно эти люди ни в чем
не иноваты. Они уже не смогут по другому, но это вопрос социальный -
дома отдыха и пенсии для членов союза и.т.д. Музей здесь при чем.


Алексей Иванов назвал вас человеком, <<презирающим>> пермскую культуру.
Как вы можете парировать?. Вообще, возможен между вами диалог, а не
конфликт?


Алексей Иванов ничего про меня не знает. Такое ощущение, что он пишет
новый роман и придумывает образ главного отрицательного героя. В
искусстве меня интересуют только те явления, которые соотносятся с
глобальным контекстом. В музее уже есть две работы пермяков. Но не
потому что они пермяки, а потому что работы и хороши и вписываются в
нашу концепцию. Посмотрите коллекцию музея Пино в Венеции, коллекцию
Гугенхайма - в Нью-Йорке - много там венецианцев и нью-йоркцев? Что
касается диалога. Мне часто говорят, мол выйди на открытые дебаты. Нет
проблем поговорить. Нет проблем парировать все аргументы так, что все
станет очевидным. Я этого как раз не делаю, потому что считаю - музею
не нужен враг Алексей Иванов. Пусть даже <<побежденный враг>>. Думаю
сейчас не время диалога. У Иванова пиарслужба решила видимо, что эта
<<компания против гельмана>> ему выгодна. Закончится компания, это
перестанет вас (медиа) интересовать, тогда можно приступить к диалогу.


С точки зрения комфорта, тяжело ли работать в сложившейся ситуации,
развивать проект <<Музей современного искусства>>, наталкиваясь на

отчаянное сопротивление <<местных>>?

Нет никакого <<отчаянного сопротивления>>. Вам даже представить себе
трудно в какой атмосфере мы работаем. Множество волонтеров, книга
отзывов с благодарностями иногда столь высокими что неловко читать.
Есть те кто против. Но искусство никогда не рождало единомыслия.
Только во временной перспективе.

 

З.ы. ирина, просьба ничего не сокращать. Я там наверняка много
заглавных и запятых не расставил - поправьте пожалуйста.


Комментарии

Имя пользователя

Введите текст комментария

Введите символы с картинки